Продолжаем рассматривать способы решения показательных уравнений. Использование свойств функций в решении показательных уравнений начнём с применения монотонности функций.
Способ решения уравнений, связанный с возрастанием и убыванием функций, основан на двух утверждениях.
I. Если в уравнении
функция f(x) возрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение на этом промежутке может иметь не более одного корня.
II. Если в уравнении
функция f(x) возрастает на некотором промежутке, а функция g(x) на этом промежутке убывает (или наоборот), то это уравнение на этом промежутке может иметь не более одного корня.
Рассмотрим этот способ решения показательных уравнений на конкретных примерах.
OДЗ: x∈R.
Функция
— убывающая, функция g(x)=2x+5 — возрастающая. Значит, уравнение имеет не более одного корня. Подбором находим корень: x= -1.
Ответ: -1.
OДЗ: x∈R.
Функция
— возрастающая, функция g(x)=6-2x — убывающая. Следовательно, уравнение имеет не более одного корня. Подбираем и находим x= -2.
Ответ: -2.
OДЗ: x∈R.Функция
— убывающая, функция
— возрастающая. Поэтому уравнение имеет единственный корень либо не имеет корней. Подбором находим, что корень есть: x=0.
Ответ: 0.
OДЗ: x∈R.
Функция
— возрастающая (как сумма возрастающих функций), значит, уравнение имеет единственный корень либо не имеет корней. Подбирая, определяем корень: x=3.
Ответ: 3.
ОДЗ: x∈(-∞;0)U(0;∞).
Функция
— возрастающая. Функция
убывает на каждом из промежутков (-∞;0) и (0;∞). Следовательно, на каждом из этих промежутков уравнение может иметь только один корень либо не иметь корней.
При x<0 f(x)>0, g(x)<0. Следовательно, на промежутке (-∞;0) корней нет.
При x>0 и f(x)>0, и g(x)>0. На промежутке (0;∞) подбираем корень: x=4.
Ответ: 4.
OДЗ: x∈R.
В обеих частях уравнения — возрастающие функции, свойство монотонности пока применить нельзя.
Разделим обе части уравнения на 13 в степени x (деление на степень не ведёт к потере корней):
Функция
— убывающая (как сумма убывающих функций). Следовательно, уравнение имеет не более одного корня. Подбором находим x = 2.
Ответ: 2.